?

Log in

No account? Create an account

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

КИНО. КРАЙ.

Кино смотрю редко. Тем дороже каждое новое впечатление.
Сегодня посмотрел «КРАЙ» А. Учителя.
Возникли мысли. Решил поделиться.
«Давно ожидаемый «Край» не став шедевром, больно задел и растрогал» - написала одна из рецензенток (Lena Fadeeva) на kinopoisk.ru.
У меня иное: не задел и не растрогал.
Разницу можно списать на мужскую толстокожесть, но думаю, что дело здесь все-таки в ином.
Lena Fadeeva написала, что ей показали реалии малопривлекательной сталинской послевоенной действительности.
А у меня сложилось впечатление, что я посмотрел плохую сказку.
Беда в том, что в этом фильме неправда все.
Я не о том подвиге, достойным Геракла, который сотворил главный герой вместе с неожиданно обнаруженной, прожившей всю войну на острове, немкой. Сюжет с паровозом, летящим по ломающемуся мосту, где-то (скорее всего в каком-то американском фильме) я уже видел.
Важнее иное. Волею авторов действо перенесено в то место, где, как может показаться неискушенному зрителю, проходила граница, край советской власти. Власть эта, здесь на КРАЮ вроде как есть, и очевидно, что ее здесь нет.

КРАЙ, это как бы, территория СССР 1945 года. А на самом деле – поселок анархистов.
Здесь совершаются совершенно удивительные вещи. Занимательная деталь – на этом краю земли, в лесу, в конце войны крыши крыты железом (!). И абсолютно невероятное - это железо можно снять и продать. Придумайте что-нибудь иное: людей о двух головах, бородатых трехгрудых женщин… - во все это я поверю. Но в саму возможность при советской власти украсть и совершенно открыто продать железо с крыши жилища поселкового начальника – не верю.
Одинокий однорукий начальник – единственный представитель власти. А все вокруг заняты тем, что постоянно пьют самогон. Как он, бедолага, мог сохраниться в этих условиях? Ему не только руку, обе ноги и голову должны были открутить по пьяни расконвоированные жители этого благословенного поселка.
Апофигей фильма: в поселок, где живут полузеки, приезжает большой начальник по кличке «Фишман».
Один приезжает.
В 1945 году.
Он не просто герой. Он должен был быть трижды, да что там трижды – четырежды героем Советского Союза, если бы отважился на такую поездку.
В этом фильме неправда все.
Начиная от интонации и кончая фактологией.
И в общем-то это неудивительно.
Появился целый пласт мирового киноискусства, создающий новую иллюзию – иллюзию историческую. И А.Учитель, в этом смысле, находится со своим фильмом в мейнстриме.
Помните фильм «Триста спартанцев»?
В нем нам показали первых борцов за победу демократии во всемирном масштабе. Правда это? Для тех, кто ничего не слышал о Спарте до появления этого фильма – правда. Они с этой правдой живут и умрут с ней же.
А. Учитель показал нам точно такую же «правду».
И эта его «правда» - гнилая.
Гнилая она потому, что она создает иллюзию слабости существовавшего при Сталине режима. Эта «правда» оклеветала тех, кто жил в это время, поскольку они все, поголовно, после демонстрации подвигов героев фильма, выглядят последними трусами. Нужно-то было: всего ничего – сесть на паровоз и догнать Флешмана, дать ему по морде и отправить по шпалам на велосипеде.
Смешно?
Тем, кто не понимает степени жестокости, жесточайшей жестокости жизни в эти годы – смешно.
Для тех, кто понимает – горько.
Тяжелейшую долю, выпавшую тем послевоенным поколениям, здесь свели до уровня занимательного анекдота.
Тяжелая эта материя – история. И опасная.

Comments

(Anonymous)

Совершенно точный приговор фильму. Подписываюсь в полном согласии.

Юлий Либ