?

Log in

No account? Create an account

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

О природе богатства.

Вопрос об источнике богатства достаточно давно является предметом ожесточенных споров.
Первым о первоисточнике богатства задумался Фома Аквинский. Признавая божественную природу богатства (все принадлежит Богу, а человек только пользователь), он делил его на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото).
Монкретьен был первым исследователем, который предложил свою версию земного источника формирования богатства. Согласно разработанной им теории богатство своим источником имеет внешнюю торговлю.
Вильям Петти объяснял возникновение богатства взаимосвязью труда и земли. Крылатым стало его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».
Дальнейшее развитие этой идеи нашло свое отражение в учении физиократов, которое базировалась на том, что истинным богатством нации являются продукты сельского хозяйства.
Адам Смит предложил трудовую теорию стоимости, суть которой сводилась к тому, что единственным источником стоимости является труд.
На Марксе и Энгельсе, развивших теорию Адама Смита, дискуссия об источнике человеческого богатства практически прервалась. Идея эквивалентности стоимости - богатства количеству и качеству затраченного труда устоялась, как закрепились и представления об изъятии капиталистом части созданного трудом рабочего продукта в виде прибавочной стоимости.
Идея об эксплуатации человека человеком политически весьма продуктивна, и попытки её опровержения наталкиваются на непреодолимую «правду жизни», демонстрирующую нам примеры вопиющего имущественного неравенства реальных производителей и максимальных потребителей.
Но когда Маркс писал об эксплуатации, то он был прав ровно наполовину. Эксплуатация действительно существует. Только это не эксплуатация человека человеком, а эксплуатация Человеком Природы. И всё, что было названо классовой борьбой, является ничем иным, как борьбой за перераспределение между конкурирующими социальными группами энергетического «пирога», отобранного совместными усилиями всего человечества у Природы. Источником богатства человеческого общества является энергия природных сил во всех ее проявлениях.
А что же труд?
Физическая сила человека, насыщенная его интеллектом, превратилась в труд. Он, будучи оснащенным капиталом и находясь в обрамлении общественных институтов, оказался способен неограниченно черпать энергию из Природы.
Труд человека не является источником богатства, поскольку в процессе трудовой деятельности человек никогда не прибавляет дополнительную энергию к той исходной величине, которую он взял у Природы. Он лишь уменьшает величину изначально добытой природной силы за счет неизбежных трансформационных потерь. Поэтому человеческий труд не источник, а способ формирования общественного богатства.
Труд человека не является источником богатства и потому, что совокупное богатство человечества растет по мере того, как человек медленно, но верно сокращает свое трудовое присутствие в сфере материального производства. Значительная и все возрастающая часть активности человека направлена на прямую замену его трудовых усилий работой, совершаемой за счет использования природных сил.
Труд человека не является источником богатства еще и в силу того, что материальное богатство, создаваемое с помощь труда, не является конечной целью общества и его высшей ценностью.
Рост объема производимых материальных благ позволяет сократить присутствие человека в процессах производственной деятельности. Именно это обеспечивает достижение высшего уровня богатства – формирования массы свободного времени, т.е. времени, используемого для творческого и интеллектуального развития человека.

Comments