?

Log in

No account? Create an account

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

Великое в щелочку...

Ходите ли Вы в музеи дорогой мой читатель?
Посещаете.
А зачем?
Что за странный вопрос?
А, в общем-то, в этом вопросе нет ничего странного: не могу же я предположить, что все эти люди ( а, возможно, и Вы среди них) пришли пообщаться с бессмертным творчеством Леонардо Моной Лизой в такой, по-броуновски закрученной, толпе?



Я раньше тоже ходил в музеи на экспонаты любоваться. Был у меня такой период, когда в Эрмитаж, в сопровождении профессионального искусствоведа ходил как на работу - каждую неделю по субботам и воскресениям. Восполнял недоданное советским провинциальным воспитанием. Помогло. Но мало.
Знания есть, проникновения в суть – не хватает. Не всегда получается.
Мне думается, что часть причины (если оставить в стороне мои способности, с уничижительной оценкой которых я заранее согласен) состоит в том, что атмосфера хорошо оформленного склада изобразительных искусств не способствует перерастанию знания в понимание: суперконцентрация гениального и великого неизбежно девальвирует каждую «единицу хранения». Подумайте, мы, в большинстве своем, ходим не к Рембрандту или к Микеланджело - мы идем в Эрмитаж и в Лувр.
Очень разные это походы.

И я теперь хожу в музеи наблюдать за публикой.
Наблюдение за наблюдающим – как известно – высшая ценность.

А наблюдающих становится все меньше. Их вытесняют снимающие.



Люди снимают – они, наверное, знают, зачем это делают. Они, возможно, лучше видят прекрасное и великое сквозь щелочку своих замечательных фотоаппаратов.

Но не исчезли смотрящие и где-то даже встречаются видящие.



В шуме щелкающих затворов, озаренные (запрещенными) вспышками они пытаются понять.
Что?
У меня складывается впечатление, что очень многие силятся понять причину вселенской популярности находящихся в пределах их прямой видимости творений великих мастеров.
Посмотрите на эти две фотографии.
Они сделаны в разное время, но в одном зале Лувра - в зале Венеры Милосской.



Запечатленная на этой фотографии дама, находится в состоянии глубочайшей уверенности собственного эквивалента Афродите с острова Милос. Она это жизнеутверждает. Она осознала, что волею исторического случая не та модель оказалась в том месте, где ваял Агесандр Антиохийский. Ну, не повезло немного Агесандру.
Второй случай сложнее.



Обратите внимание на взгляд обращенный на Венеру (светлое – это мрамор ее тела). Он говорит :«Ну что в тебе уж такого, особенного?».
Здесь – ревность.
Почти по Маяковскому: «… ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Иванны считая своим соперником…»

Встречается и состояние первозданного интереса.







Посмотрите на эти лица. Они хотят видеть и, возможно, им будет дано увидеть.

Мне сильно повезло. Можно сказать - сказочно!
Я видел, как человек проникается великим, высоким и чистым.
И могу показать это вам.
Смотрите:


Вот этот взгляд, обращенный на Мону Лизу.

И здесь почти тоже, почти так же…



Но фотоаппаратик в ручке заметили? То-то и оно. Приближается технический прогресс.
Идет прогресс.
Ведет прогресс.
Куда?

Comments

Помните, анекдот был, весь не помню, но суть в том, что: "Посмотри, как мужик мучается без "Полароида"! Может кто - то и почувствует эти муки. В музей, действительно, надо ходить, как на работу. Для удовольствия и самообразования. Я до сих пор помню на какой стене в Эрмитаже какое полотно висело. Помню экспозицию художников эпохи Возрождения, импрессионистов... самое любимое. Помню экспозицию в зале Иванова в Русском музее... Каждое конкретное место помню. Мне нравилась эта работа, а о вкусах не спорят, как говорится.
Шли мимо толпы туристов - "галопом по Европам". Представляю, какая у них в головах была каша - для человека не подготовленного этот калейдоскоп в глазах может вызвать только головокружение. Что там можно увидеть за пару часов? Это же удивительно, что кто то еще успевает очароваться. Но, наличие интеллекта или его полное отсутствие у человеческой особи в музее просто оголяется. Как говорится, на лице всё написано. За этим наблюдать любопытно.
Да, совпадаю с Вами.