?

Log in

No account? Create an account

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

Гарри Поттер – последнее дыхание.

Закончилась история Гарри.
Его фанаты уже отстрадали по поводу появления финального куска эпохального повествования ни о чем, хотя останавливает этот поток фантазий не логика (ее, как я понимаю, в этом наборе измышлизмов - просто нет), кончились какие-то возможности продолжения проекта.
История о юном волшебнике наконец вышла в последний путь – ее показали по ТВ. Что-то иссякло. И не важно, что это. Важно, что один волшебный источник пересох, но бьют и журчат множество следующих.

Если вы обратите внимание, то постепенно вся художественная литература перекочевывает в область, тяготеющую к фентези. Описывается всякая хрень: это либо было, но при этом никогда не было, либо у кого-то в прошлом открылся третий глаз в неожиданном месте и он глядя в него рассказывает нам наше будущее. При этом возможен и желателен крутой замес из сочетания максимального количества чудесных явлений и возможностей…
Серьезные писатели фантазят помаленьку – герой в карты не может проиграть и пуля его не берет, или пряжка какая волшебная на снежной дороге в руки прыгнет… И вся эта фантастическая мура активно пишется и неплохо продается.
Почему?
Почему это пишется – понятно.
Авторы современных сказок для взрослых избавляется от самого тяжелого в писательском труде: необходимости обеспечения полной адекватности содержания повествования реалиям жизни. И скорость письма в этом случае возрастает неимоверно. Количество ударников писательского труда освоивших метод трех «П»: пол – потолок – палец, растет стахановскими темпами.
Но почему это пользуется спросом?
Сказка - самый древний жанр. Фентези - её прямой наследник.
Сначала было слово, и сразу появилась сказка.
По мере того, как общество развивалось, возникла ЛИТЕРАТУРА.
В ней произошло смещение акцентов: люди - пишущие ограничили иррациональную составляющую в своих произведениях в пользу «правды жизни». Литература длительное время была востребована читателями в качестве пособия, дающего некие рецепты поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Литература, кроме всего художественного, что она в себе несла, предлагала человеку еще и научиться способам приспособления, выживания и саморазвития в ситуациях разной степени экстремальности. Неудачная любовь – что делать? Друг предал – как ответить? И так до бесконечности. Не всегда актуально, но для приобретения опыта жизни – полезно.
В литературе существовал своеобразный скрытый 25 кадр.
Это было обучение жизни.
Да это еще и в интересном обрамлении.
Трудно было еще недавно представить взрослого мужика увлекающегося сказками. Нет, такие, конечно, существовали, но массовым это занятие не было. Это точно.
А сегодня?
Сегодня фентези захлестнуло мир. Это не только литература, это кино и виртуальные игры.
В чем причина?
Она в эпидемии инфантилизма.
В основе этой напасти лежит сочетание двух основных факторов: у огромной массы людей качественно изменился характер труда – они стали производить «некое ничто», и резко увеличилась масса незанятого времени, которое требуется превратить в свободное – насытить его неким содержанием. Я не буду больше развивать эту мысль, приведу одну понравившуюся мне цитату: «Ровно так же, как ученик не является творцом мира, им не является и офисный сотрудник. Он ровно такой же ученик. Есть учитель, дающий ему непонятные задания и карманные деньги, проверяющий исполнение заданий, почти не разъясняя их практического смысла, карающий или вознаграждающий, и ограничивающий сим перечнем все свои с ним отношения. Карманных денег, конечно, больше, а задания уже даже и попроще школьных, но суть отношений всё та же: ты — ученик. Ты не меняешь мир». (http://lex-kravetski.livejournal.com/305198.html).
Многие люди сегодня в основном живут в виртуальном мире. Для некоторых из них уже реальность – продолжение виртуальности, а не наоборот. Они в быту продолжают действовать по законам фентези, она воспринимают все сущее, как один из вариантов игры.
Обратите внимание на поведение молодых людей в судах, где их призвали к ответу за убийства по политическим или националистическим мотивам. TV позволяет увидеть: они там себя ведут так, что можно заключить - осужденные на огромные, иногда пожизненные сроки вообще не осознают того факта, что игра закончилась. Хорошо видно: осужденные верят – все это наваждение пройдет, они проснутся и окажутся на своем привычном месте у любимого компьютера. Эти люди действительно не осознают преступности своего поведения: они совершили убийства сотен или тысяч врагов, и только некоторые их них оказались за пределами компьютерных игр.
И возвращаясь к исходному.
Инфантил требует искусства, адекватного его уровню развития.
В литературе – это сказка.
В кино – это фентези.
В музыке – это ритм.
Во всем остальном – игра.
Почему-то создается впечатление, что окружность истории человеческого бытия замыкается.
Приближается последнее дыхание … Гарри Поттера.

Comments

как Вам такое мнение)) http://el-murid.livejournal.com/847226.html#comments
Никак.
в смысле - вообще не соответствует действительности?
Нет, в том смысле, что я не специалист в этой области.
"...Трудно было еще недавно представить взрослого мужика увлекающегося сказками..." – Сережа, не смеши Привоз. Пушкин или Салтыков-Щедрин тебе не взрослые мужики, увлекающиеся сказками?
Конечно, мужика, рассказывающего сказку ребенку - представляю вполне.