?

Log in

No account? Create an account

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

ОБЪЕКТИВная ГАЗЕТА 13 марта 2009 г. № 13(169)

К ЧИТАТЕЛЮ.
Сегодня этой статьей мы начинаем публикацию эссе «Оппозиция в России».
Оппозиция вообще и российская оппозиция, в частности, это крайне интересный объект исследования, незаслуженно остающийся вне поля пристального внимания и науки, и общества.
Надо отметить, что в предлагаемых вашему вниманию публикациях будет представлен не академический, а публицистический взгляд на этот феномен – оппозицию. Хотя, скажу прямо, некоторые аспекты работы вполне могут претендовать на научную новизну.

ОППОЗИЦИЯ В РОССИИ.
(часть первая)

Глеб Павловский назвал российскую оппозицию «ничтожной».
Возможно. Вроде бы, похоже, что так.
Но почему у нас она «ничтожная»?

Мне уже приходилось писать о том, что мир людей устроен таким странным образом, что любая конструкция его организации не может быть принята абсолютно всеми. Всегда и везде существуют люди, стремящиеся изменить сложившийся общественный порядок. (Что такое демократия? - http://www.viperson.ru/wind.php?ID=441712&soch=1).
Здесь можно было бы поступить просто – поставить в этом месте большую точку: то есть признать именно эту особенность строения человеческой психологии источником, питающим ручей (реку, море) оппозиции, не дающим ему пересохнуть при любых обстоятельствах.
Но это было бы лишь объяснением формы.
А здесь ставится задача более сложная - раскрыть сущность оппозиции.
Оппозиция - антитеза власти. Поэтому понять оппозицию можно препарировав и рассмотрев внутреннее содержание власти.

В Л А С Т Ь.
Из всех мне известных, определение власти, в качестве легитимного профессионально организованного насилия, представляется наиболее полезным для целей анализа этого феномена. Действительно, любая власть строится либо на использовании насилия, либо на потенциальной угрозе его возможного применения. Сочетание легитимности и профессионализма в осуществлении насилия формирует реальную власть.
Если задаться вопросом, что выковало эту форму отношений, при которой одни люди подчиняются другим, то ответом будет: упорядочение и регламентация внутривидовой борьбы. В процессе своего формирования власть, профессионализируя насилие, целенаправленно (силовым диктатом) ограничила (только ограничила!) в рамках подвластной общности сферу непрекращающейся (и сегодня) внутривидовой борьбы.
Власть насилием или угрозой насилия изменила естественную, т.е. данную природой систему формирования иерархии индивидуумов. Иерархия из перманентно меняющейся (как у животных) трансформировалась в относительно стабильную (как у людей). Теперь властный контроль осуществлялся не самым выдающимся индивидуумом, а организованной кем-либо группой для насилия над остальными соплеменниками. Это было выдающееся know-how, много способствовавшее развитию человечества.
Поскольку практически с момента своего появления на этой планете человек не ощущал значительного противодействия со стороны иных биологических видов, то человечество превратило внутривидовой антагонизм (аутолизис) в основополагающий мотив своих действий.
Так было и так есть.
Именно сила, насилие, было использовано изначально и применяется сегодня для регламентации внутривидовой борьбы в рамках локального социума, микширования внутривидового антагонизма. Уже на этом самом начальном этапе формирования власти (ее называют потестарной) возник и самый существенный ее признак – относительно стабильная лестница социальной иерархии. Это способствовало формированию зачатков человеческого общества, связанного с переходом от состояния «стая» к состоянию «племя».
Мы можем заключить, что любая власть это социальная иерархическая структура (применительно к государству – общества) и способы (методы и формы) поддержания ее стабильности.
Именно иерархия (греч. Ιεραρχία, от ιερός — священный и άρχω — правление) является существом власти. Именно место в социальной иерархии является весомым фактором для всех живущих и одним из сильнейших побудительных мотивов деятельности определенной части людей .
Система власти, рожденная организованной силой, поддерживающей стабильность иерархии, распространена сегодня во всем цивилизованном мире. Иные варианты организации власти не выдержали испытания на историческую прочность.
Есть две близкие по смыслу категории – власть и влияние. Но влияние, это – не власть. Суть влияния - в навязывании своей воли одной стороной и в принятии её другой. Власть состоит в приведении объекта властных функций к состоянию соответствующему существу властных решений ее субъекта.
Влияющая сторона так же, как и власть, оказывается в ряде случаев способной применять насилие в отношении другой стороны. Но это насилие является либо нелегитимным, либо непрофессиональным. А если насилие, осуществляемое на объект влияния, легитимно, то это означает, что влияющий, так или иначе, встроен во власть. Легитимность отцовской затрещины существовала до той поры, пока власть это насилие деятельно или латентно санкционировала. Секущий своего отпрыска отец выполнял то, что сегодня называется реализацией государственной программой воспитания молодежи.

Власть изменила структуру внутривидовой борьбы. Ограничив, а впоследствии и запретив, эту борьбу внутри управляемой ею общности, власть тем самым смогла направить и сконцентрировать энергию аутолизиса вовне. Это могли быть как оборона, так и экспансия. Но в любом случае, прагматическая ценность власти состояла в повышении уровня надежности выживания тех групп людей, которые оказались подвержены властному управлению, превратившись в роды и племена.
Уже в момент своего зарождения власть действует в двух направлениях: повышение надежности выживания подвластного сообщества и обеспечение надежного сохранения властных функций. Это двуединая задача. Сохранение власти подразумевает обязательное получение положительного результата при одновременном решении обеих задач.
Оборона (экспансия) требовали максимального напряжения всех имеющихся в распоряжении власти сил. Но и сохранение власти требовало того же. Это взаимоисключающие направления использования одного ресурса. Решение этой проблемы заключается в обеспечении легитимности власти. Согласие народа с данной властью, добровольное признание ее права на властный диктат обеспечивалось в истории различными методами.

И, конечно - фото номера.

"НАДВИГАЕТСЯ"

Comments