?

Log in

No account? Create an account

January 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com

ОБЪЕКТИВная ГАЗЕТА. 15 арпеля 2009 года №20 (176)

ОППОЗИЦИЯ В РОССИИ.
(часть четвертая)
СИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ.

Если попытаться экспертным путем определить долю системной оппозиции в силе, противостоящей власти, то на неё вряд ли придется пять процентов.
Системная оппозиция, явление для России достаточно экзотическое.
В тысячелетней истории страны возможность легально, открыто и гласно заявлять о несогласии с властью, представлялась народным избранникам, в общей сложности не более четверти века.
Сегодня системная оппозиция представлена тремя партиями: КПРФ, ЛДПР, Свободная Россия и группами их общественной поддержки.
Оппозиционность ЛДПР в полной мере соответствует её политическому содержанию, т.е. – ничтожна.
Жалкие оппозиционные всхлипывания эсеров по незначительным поводам, полностью определяются тем смыслом, который был вложен в эту партию, при ее создании. Она явилась плодом реализации жгучего желания собрать и отправить в правильном направлении лучших из тех, кому не нашлось места в фешенебельном скором экспрессе «Единая Россия». Набился вагон. Вагон оказался почтово-багажным.
Коммунисты – действительно системная оппозиция. Они отрабатывают мандат, выданный им той, достаточно большой частью нашего общества, которая считает возможным и необходимым реанимировать СССР во всех его проявлениях.
Именно это обстоятельство, в сочетании с дефицитом интеллектуального потенциала и отсутствием харизмы у лидеров КПРФ, не позволяет этой команде «вечно вчерашних», найти свое место во все более ощущаемом во всем мире процессе возрождения левой идеи.
В мире, в котором мы живем, существует только один абсолютный закон – в нем нет ничего абсолютного. В нем нет ничего абсолютно черного или белого, абсолютно плохого или хорошего.
Крушение коммунистической системы на рубеже нового тысячелетия воспринималось, как торжество свободы и прав человека. Многим казалось, что открылись блестящие перспективы создания всемирной системы человеческого благоденствия. Прошло с тех пор уже немало лет, но как изменились общественные настроения. От былой эйфории не осталось и следа.
Коммунизм отступил и в полном соответствии с известными законами борьбы, победившая сторона – либерализм - осуществляет экспансию вширь и вглубь.
Сегодня либеральные идеи, представления и методы, построенные на их основе, мощно усилили свое присутствие во всех областях человеческой деятельности, вытесняя им противоположные. Правда, благостное отношение к этой стороне глобализации несколько омрачают последние события, связанные с разверзшимся над миром экономическим кризисом.
И сегодня мы наблюдаем интереснейшую картину – либералы сами, своими, можно сказать, руками строят коммунизм, национализируя, в том числе, и святая святых капитализма – банки. Осталось захватить почту и телеграф и можно рапортовать – всемирная коммунистическая революция, о необходимости которой говорили большевики – свершилась!
Таким образом, бытующее представление о том, что спор, между двумя вариантами миростроения, составлявший основную интригу ХХ века, окончательно и бесповоротно решен, скорее всего, ошибочно.
Считается, что коммунистическая идея много моложе либеральной. Свободный рынок изначально формировался еще во времена борьбы с феодальными канонами и ограничениями. Победив в ней, либерализм достаточно быстро заявил о себе пороками, изобличению которых К.Маркс посвятил «Капитал».
В действительности, если отвлечься от идеологической «начинки», мы увидим, что в истории человечества, государственность начиналась с коммунистической, по своей сути, системы. Она была первой, реализованной при формировании азов государственности. В Древнем Египте, Месопотамии, Китае был создан именно «коммунизм», если понимать его, как систему управления, обеспечивающую абсолютный примат интересов государства, полное подчинение личности управляющей системе, выстроенной ради достижения некой высшей цели. Такой целью могло быть, и было многое: строительство Пирамид, Великих стен, мировое господство…
Либералов можно условно назвать «естественниками», в основе их идеологии лежит постулат: нельзя мешать человеческому естеству. И если время – лучший врач, то с позиций либерализма у этого врача для экономики есть одно, но крайне эффективное лекарство – свободный рынок.
Коммунисты – «искусственники», их идеал: экономика, направляемая искусной (но и жесткой) рукой.
В основе либеральной хозяйственной системы лежит экономическое целеполагание: целью всех хозяйствующих субъектов является получение дохода (прибыли), Не сложно заметить, что последовательная реализация этой цели, до возведения ее в абсолют, предполагает максимальное ограничение размера средств выводимых из хозяйственного оборота. Со временем выяснилось, что в своей комбинации пороки либеральной экономики концентрируются в разрушительных кризисах перепроизводства.
Перестроившись, либерализм подарил миру иную напасть – кризис перепотребления. В его основе лежит то же самое: изначально присущее идее либерализма стремление к ничем не ограниченной наживе.
К.Маркс и его последователи исходили из того, что либерализм в хозяйственной сфере порочен и исторически ограничен. Но попытки конструировать нечто иное, принципиально «правильное» всегда заканчивались утопиями различного вида и сорта. И в трудах классиков коммунизма есть некие вымыслы по поводу строительства искусственной системы хозяйствования, наподобие упразднения денежного обращения. Но в этих произведениях нет (и не могло быть) ни одной идеи, которая была бы пригодна для реализации в, так называемой, практике коммунистического строительства.
Это факт. Но он не означает, что патернализм, как основополагающий принцип построения государства годен только для свалки истории.
Считается общепризнанным, что крушение социализма, как экономической системы, связано с перенапряжением экономики СССР в гонке вооружений. Это - правда, но это - не вся правда. Для понимания причин такого итога не менее (а может быть и более) существенен то, что реализованная в нашей стране коммунистическая идея основывалась на вульгарном представлении о возможности построения экономики работающей без потерь, вызываемых конкурентной борьбой. В результате была создана внеконкурентная система, превосходящая все известные аналоги по способности масштабного вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот, и обладающая при этом уникально низким (если не отрицательным) коэффициентом полезного действия.
Говорят, что крайности сходятся.
Две принципиально различные хозяйственные системы, оказались едины в том, что последовательная реализация заложенных в них принципов приводила в формированию колоссальных внутренних диспропорций. Для одной - они оказались фатально разрушительными, другая - смогла приспособиться.
Но с крушением экономики «мировой социалистической системы», коммунистическая идея окончательно не умерла. Расправившись в свое время с НЭПом по мотивам идеологической несовместимости, коммунистическая идея продолжает реально существовать в усеченном виде, благодаря прививке либерализма, произведенной экономике Китая. Пульс коммунистической идеи, основанной на полном подчинении экономики идеологическим, в основе своей – социально-ориентированным догматам, бьется и во всесокрушающем движении антиглобалистов.
Либеральная идея так же не избежала потерь. Свобода в экономической сфере сегодня не беспредельна, законодательные регламенты введены везде и всюду. Речь можно вести только о различиях в ограничениях экономической свободы, характерных для стран с рыночной хозяйственной системой.
Пройдя через испытания практикой, заплатив тяжелую цену за приобретенный опыт, цивилизованное, по европейским стандартам, человечество пришло к пониманию своего права на ограничение абсолютной свободы в экономической сфере.
Свобода предполагает ответственность. Ответственность свободного предпринимателя – идеала либералов, распространяется на текущие результаты его деятельности. И отдельный предприниматель, и крупная корпорация не несут во всем объеме риски, связанные с отдаленными и косвенными последствиями их коммерческой деятельности. Негативные явления, порождаемые нерегламентированной конкурентной борьбой, например, могут распространяться на всех членов общества. Именно эти обстоятельства дают обществу моральное право на введение регламентации, не только побуждая, но и прямо ограничивая хозяйствующие субъекты при выборе вариантов их экономического поведения.
Но это щит.
Есть и противостоящий ему меч.
Человек, в отличие от рыбы, ищет, где лучше. А предпринимателю (при прочих равных) лучше там, где государственное регламентирование минимально. Именно с этим связано формирование мощного стимула к выходу, в первую очередь крупнейших корпораций, за пределы действия национальных правовых норм, жестко ограничивающих степень свободы их хозяйственной деятельности.
Идеальная либеральная экономика - экономика ничем не регламентированного рынка стремится к самосохранению и развитию именно в таком качестве, путем глобализации. Стремление выйти из-под общественного контроля, не успевающего за скоростью расширения возможностей и создания нового инструментария для извлечения коммерческого дохода, является одним из существенных стимулов к глобализации экономической сферы деятельности человека.
Мера ответственности транснациональных корпораций должна соответствовать уровню их потенциального влияния на процессы, происходящие в мире. Естественное развитие интернациональных экономических связей и массовый выход хозяйствующих субъектов за границы государственных законодательных регламентов, сегодня сопровождается формированием международным сообществом новой юридической базы мирового экономического порядка. При этом, агрессивные действия антиглобалистов не дают ослабить внимание к социальной составляющей этого процесса.
Как показывает практика, дозированные прививки ослабленного штамма коммунистической идеи для эффективного социально-экономического развития общества бывают полезны. Опыт Китая показывает благотворность и обратного процесса.
Но коммунистическая оппозиция в России крайне далека от того, что бы представить обществу целостное видение сбалансированной, без идеологических перехлестов социально-экономической модели Российского государства.
Да и весьма сомнительной представляется сама идея рассматривать Зюганова & Кº в качестве эскулапов, вообще пригодных для того, что бы оздоровить российскую общественно-экономическую систему.

Фото номера: "Коммунизм не умрет!"

Comments