?

Log in

No account? Create an account

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com

ОБЪЕКТИВная ГАЗЕТА. 15 мая 2009 года №25 (181)

ЗРИ В КОРЕНЬ.

Все в современной журналистике основано на интонациях.
Вроде бы вся пишущая братия состоит из приверженцев объективности, но каждое событие, попадающее на страницы СМИ, неизменно окрашивается отношением пишущего к происходящему.
В этой связи интересно наблюдать за освещением «соперничества» двух мега-проектов: газопроводов Nabucco и South Stream.
Большая часть сегодняшней (15.04.09) газеты «КоммерсантЪ» посвящена изложению деталей интриги «кто кого», которую журналисты газеты видят в развитии этих проектов поставки газа в Европу. На чьей стороне симпатии журналистов этой газеты понять не сложно.
Nabucco – проект не обеспеченный ресурсом. Лидеры стран, от которых прямо зависит возможность наполнения этого трубопровода газом (Туркмения, Узбекистан и Казахстан) отказались на прошлой неделе присягать в Праге на верность этому проекту ЕС. Без их согласия шумная деятельность вокруг строительства Nabucco напоминает процесс дележки шубы неубитого медведя.
Но газета «КоммерсантЪ» пишет: «Европа активизирует реализацию проекта».
Что делает Европа? Реализует проект Nabucco?
Нет.
Она, как выясняется, активизирует его реализацию.
Как она это делает?
Очень сильно, считают журналисты Коммерсанта: «Штаб квартира Nabucco GPI будет расположена в Вене». То есть еще не расположена, а будет расположена. Но, согласитесь, что это уже много. Кроме того, г-н Роберт Митчек, уволенный из фирмы OMV Gaz Logistics (кто-то его знает?), теперь полностью сосредоточится на проекте Nabucco. Сильный ход, несомненно. Вот все это вместе - съемный офис для г-на Митчека в Вене, для авторов из Коммерсанта явный признак того, что у этого проекта «открылось второе дыхание».
Самой громкой победой Пражского газового саммита, по мнению газеты, явилось ОБЕЩАНИЕ Турции «подписать соглашение о транзите с ЕС уже в июле». Победа действительно громкая. Еще громче может зазвучать отказ Турции от участия в проекте, в том случае, если ее не пустят в Большую Европу. А все к этому идет.
В публикациях посвященных проекту Nabucco в западных СМИ карта его прохождения начинается с территории Турции. И если в трубе Nabucco не будет среднеазиатского газа - то оно и пусть. Но газ Туркмении может попасть в Европу только через Каспийское море. А вопрос этот не простой, поскольку на пути встанут проблемы. Они в этом регионе не экологические, как в случае с Nord Stream, а территориальные. Это - много сложнее.



Судя по всему, постоянные авторы газеты «КоммерсантЪ» Наталья Гриб, Тамила Джоджуа, Михаил Зыгарь – не любят российские газовые проекты. Отсюда и интонация в их повествованиях. В результате получается: предвзято, необъективно, а местами просто глупо.

За мусором пустых слов не видно главной проблемы, которая действительно решается сегодня в этот, непростой во всех отношениях, период.
Речь идет об изменении конструкции энергетических магистралей на Европейском континенте. Конструкция поставок газа «Восток-Запад», которая была заложена и, в основном, создана во времена СССР, оказалась в новых условиях шаткой – любая транзитная страна получает в руки мощнейшее оружие – задвижку. Возникает проблема обеспечения надежности поставок.
Надежность, как известно, обеспечивается дублированием и резервированием. Именно резервы в подземных газовых хранилищах (ПГХ), позволили Германии спокойно пройти через конфликт России и Украины в начале 2009 года.
Сегодня мы наблюдаем движение в правильном направлении. Повышение надежности газоснабжения одинаково выгодно и производителям и потребителям газа.
Повышается дублирование – строятся газовые магистрали. Растет и резервирование – создаются новые ПХВ. Оружие тразитеров (Украина, Польша), которое потенциально является мощным козырем в игре против России - исчезает. Вот по этому поводу очевидно и расстраиваются Гриб, Джоджуа и Зыгарь.
Строительство и Nabucco, и South Stream, и Nord Stream – это все проекты, реализация которых позволит ликвидировать транзитную монополию. Сколько без этих проектов в будущем будет стоить транзит представить не трудно – польский газовый монополист PGNiG дает наглядные примеры постоянного наращивания стоимости прохождения газа по трубопроводу «Ямал-Европа». Именно поэтому Газпром реально, а не на словах поддерживает проект Nabucco.
Проект Nabucco Газпрому – выгоден. Трубопровод, с потенциальной возможностью (в неопределенной перспективе) заполнения газом иранского и частично азербайджанского происхождения, экономические интересы газового гиганта не задевает.
Новые магистральные проекты невыгодны странам-транзитерам газа в Европу и тем, кто их правительства реально контролирует.

В газете «КоммерсантЪ» приводится мнение Валерия Нестерова, который возможно (не знаю такого) является специалистом в области транзита газа: «Но если политическая воля будет сильнее экономической целесообразности, то проект (речь идет о South Stream – S.) будет реализован».
Замечу, что для подобных заключений надо иметь хоть какие-то (отсутствующие в данном случае) аргументы и находиться в состоянии глубочайшей уверенности в том, что вложение средств в обеспечение надежности системы – деньги на ветер.

Фото номера: "Элементы счастья".

Comments