?

Log in

No account? Create an account

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО.

Идея этой статьи родилась при прочтении работы «Россия, вперед!».
Весьма показательно, что жанр выбранный президентом Д.Медведевым – обращение к народу – крайне необычен для действующего главы государства. Подобное или почти подобное пишут и говорят, как правило, претенденты на политический Олимп. Думаю, что публикация программного документа, коим, несомненно, является, статья «Россия, вперед!», явилась результатом осознания президентом предела своих реальных возможностей в реализации устремлений по преобразованию страны в понятном ему направлении и принятыми им методами.
Президент, он же потенциальный реформатор, столкнулся в своей деятельности с системой. Это - система управления Россией. Она неповоротлива в процессе пережевывании бюджетных средств, тягомотна, часто просто тупа. Система обладает колоссальными возможностями гасить любые (в том числе, и инициированные президентом) возмущения, приводя их через неопределенное время в едва заметные колебания, не обязательно соответствующие по направлению с первоначальным импульсом. Но эта же система весьма инерционна и тем обеспечивает устойчивость и стабильность в государстве, во многом микшируя влияние ошибочных управленческих решений.
Прямое обращение президента к народу можно рассматривать как его оценку эффективности работы государственного аппарата.
Обращаться к народу можно, а в наших условиях, скорее всего, было нужно, но проблему реформирования России это не решает. И не решит потому, что народ готов одобрять разумные инициативы верховной власти, но работать за государственный аппарат он не будет. Сегодня при изобилии ответов на вопрос: «Что мы хотим достигнуть?», явно ощущается дефицит предложений на тему: «Как мы это сделаем?» Нет, правда, есть один способ, который сегодня активно предлагает обществу компания «Лимонов, Каспаров и партнеры». Но Россия, жестоко переболевшая политическим экстремизмом, кажется, выработала достаточно сильный иммунитет к подобной заразе.
Президент Д.Медведев в своей работе «Россия, вперед!» описывает то, желанное состояние нашего общества, к которому он хотел бы нас привести. Президент зовет нас в качественно новую Россию – в ней преобладает инновационная экономика, отсутствует коррупция, пышно расцвела демократия. Это прекрасно. Но совершенно ясно, что такому обществу требуется качественно иная система управления. Причем управление государством должно меняться быстрее всего – от этого зависит сама возможность что-либо переустроить в нашем российском обществе.

Испокон веку российская власть устроена таким странным образом, что боголепный образ первого лица (царя, императора, генсека, президента) обрамлен карикатурным изображением чиновников. Они, привлеченные для исполнения функций управления государством, кроме этого бремени еще играют роль общественного громоотвода. Традиционно именно в поношении чиновничества российский народ находит решение проблемы «Кто виноват?», а глумлением над бюрократией он отвлекается от житейских забот, и получает некое удовлетворение от этого перманентного, ничем и никогда не заканчивающегося процесса.
К разрисованному в СМИ, вываленному и вымазанному с трибун и кафедр, ущербному уже самим названием своего занятия, чиновнику (он же = бюрократ) предъявляются самые высокие требования. Он обязан быть душевным, добрым, благожелательным, работящим, ответственным, храбрым, честным, воспитанным и при этом хотеть зарплаты не то, что бы малой, а очень малой.
К тому же этот сосуд добродетелей должен быть еще и умным.
Проводимые в нашей стране многочисленные реформы, призванные создать такой феномен, закончились неудачно. И это закономерно, поскольку в российской теории и практике государственного управления никогда не ставился, и, тем более не решался вопрос построения ЭФФЕКТИВНОГО государства.
Молчаливо всеми признается, что государство должно быть ДЕШЕВЫМ. Эффективное, государство дешевым не бывает. Чем меньше затраты государства на управление, тем больше реальная плата населения страны за получение государственной услуги.
Наверное, всем понятно, что бессмысленно предлагать любые, самые потенциально эффективные новации на уровне государства, не имея в искренних союзниках тех, кому предстоит их проводить и реализовывать.
Не лишним будет напомнить и о том, что человеческая цивилизация постепенно, но неотвратимо идет по пути увеличения численности занятых во всех областях и сферах управления. Homo sapiens все больше превращается в Homo administrator. Это следует понять и признать: хотя идея сокращения численности чиновников и популярна, но она - иллюзорна. Теория о закономерном отмирании государства (и чиновничества вместе с ним) оказалась явно несостоятельной.
Постановка проблемы построения эффективного государства, предполагает наличие четкого ответа на вопрос о содержании этого феномена. Так что же такое государство? Это слуга общества, как настаивают российские либералы, или это самодовлеющая ценность, как нас учили в советских университетах?
Я думаю, что это ни то, и ни другое.
Теория государства и права говорит о том, что государство это политическая форма организации общества для совместного существования и деятельности людей, поддержания общественного порядка и стабильности. Скажу больше - государство есть продукт эволюции человечества, форма, в пределах которой вообще возможно существование общества.
Находясь в постоянном взаимодействии с иными подобными конструкциями, государство испытывает напряжения создаваемые как вне него, так и внутри. Оно постоянно видоизменяется под внутренними и внешними воздействиями, находясь при этом в совершенно конкретных географических, природно-климатических и геополитических условиях.
Государство – сложнейшая конструкция, появление которой создало условия для формирования общества. Но происходящие общественные процессы неизбежно и постоянно наталкиваются на ограничения формы – государства, и она, в порыве самосохранения, вынуждена или подавлять их, или меняться, в стремлении наиболее более полно соответствовать вектору распределения разнонаправленных сил. Вопрос от том, что при этом охраняет государство: себя или неразрывно связанное с ним общество, остается открытым и ответ на него очень сильно зависит от кругозора, определяемого местом, которое мы занимаем на иерархической лестнице.
Государство не только политическая форма организации, его субстанция, обнаруживается в деятельности органов управления. И уже через них государство играет основную роль в процессе созидания постоянно меняющейся экономической и социальной среды, в которую погружено общество.

Зададимся вопросом: какое государство является ЭФФЕКТИВНЫМ?
В разные времена на этот вопрос существовали разные ответы. С момента появления первого государства и на многие века вперед критерием эффективности считался рост: численности населения и размера контролируемых территорий. Этот критерий и сегодня не до конца потерял свое значение. Но уже появились и иные.
Принципиально, пределом эффективности государства является его самосохранение. Государство эффективно до той черты, пока оно оказывается способным к проведению внутренних изменений без потери внешней определенности.
Эффективность государства по-разному оценивается группами (классами?) и слоями, в совокупности составляющими общество, в той или иной стране: критерий власти никогда не совпадет с представлениями оппозиции. В любом случае, критерий оценки отражает степень соответствия направлений, форм и методов формирования и использования государственных ресурсов основным, наиболее значимым интересам той или иной социальной группы. И поскольку разнятся интересы, то не могут совпасть и критерии оценки, они могут быть до определенного предела согласованы, но их различия будут существовать всегда.
Эффективное государство обеспечивает благоприятную среду для развития всех форм общественной деятельности, включая экономическую. И здесь существует проблема адекватности представлений властей предержащих о сути и реальном наполнении процессов хозяйственной деятельности. Если говорить очень просто, то для того, что бы реформировать экономику нужно представлять причины, приводящие к необходимости проведения новаций, как и факторы, определившие неудачность предыдущих попыток этого добиться. Государственную машину можно признать эффективной только в том случае, если принимаемые управленческие решения основываются на достаточно глубоком понимании сути происходящего во всех сферах общественной жизни, и в первую очередь – в экономике.
И любое из направлений деятельности, наполняющих эту форму-государство: фискальное, оборонное, социальное, экономическое, гуманитарное – является предметом отдельной оценки общественными институтами, выражающими интересы каждой общественной группы. Можно полагать, что эффективность государства основывается на способности системы управления обеспечивать пропорциональность при динамичном развитии всех этих направлений, каждое из которых является еще и конкурентом за всегда ограниченные ресурсы.
При всей противоречивости интересов различных групп и слоев, есть то, что объединяет их в общество – одновременное стремление и к изменению, и к сохранению формы-государства. Соразмерность усилий в этих противоположных направлениях: большая и нерешенная проблема - история показывает, что государства иногда рушатся и в этом групповой эгоизм играет не последнюю роль.
В основе разрушения государства, т.е. перехода рубежа неэффективности, лежит глобальное, неподдающееся разрешению при сложившемся государственном строе противоречие–диспропорция. Источник этой диспропорции может быть любым: природным, экономическим, социальным, внешним, внутренним, или любой их комбинацией… Игнорируемые или неподдающиеся устранению диспропорции нарастают и множатся. До определенного момента инерционность, свойственная общественным системам, сдерживает развал неэффективного по сути своей государства, но это не может длиться бесконечно.
Если попытаться обобщить, то эффективным государство делает система управления им, в том случае, если она оказывается способной поддерживать пропорциональное развитие всех его структурных элементов. Эффективность государственного управления заключается в его способности оперативно диагностировать формирующиеся диспропорции, организовывать их устранение, без формирования новых - то есть без обмена одних диспропорций на другие. Эффективное государство является сложным компромиссом между его консервативной формой и динамичным содержанием общественных процессов.
Это общая картина. Но она показывает направление.

Теперь о проблемах России.
Величие России, отражающее факт ее длительного нахождения в состоянии высшей степени эффективности, зиждилось на том, что не раз в ней выстраивалась система государственного управления, позволявшая обеспечивать неимоверную концентрацию ресурсов страны на обеспечение целей властной элиты. Оборотной стороной этого процесса являлось формирование сильнейших внутренних диспропорций, выливавшихся в межклассовое (межгрупповое?) противостояние, совпавшее во времени с усугублением внешних негативных условий. В новейшей истории именно изнутри, Россия дважды подверглась разрушающим и сокрушительным ударам, явившихся результатом обрушения накопленной диспропорциональности.
Не сложно заметить, что обращение президента Д.Медведева «Россия, вперед!» посвящено именно диспропорциям, точнее – тем из их множества, которые, по мнению автора, наиболее существенны и потенциально разрушительны для современной России.
Мне представляется, что можно дискутировать по поводу того, насколько поставленные президентом задачи являются первоочередными. Заострив общественное внимание на отраслевой диспропорции – гипертрофированном развитии производств, добывающих сырье, президент Д.Медведев оставил в стороне, на мой взгляд, более жгучую проблему федеративной дисфункции нашего государства. Если говорить о реальных угрозах российской государственности, то существование такой «машины», как Москва, на фоне всеобщей провинциальной бедности, перемалывающей гигантские объемы ресурсов страны в гламур, должно поставить на первое место.

Проблемы наши всем известны.
Желанное наше будущее мы можем наблюдать в нескольких экземплярах за рубежами нашей Родины.
Вопрос в том, можем ли мы перейти от коллекционирования своих недостатков и идей по их искоренению, к реальному движению вперед? Это зависит от способности высших лиц государства принять на себя вериги чиновничества и начать строить модель управления, в центре которой находятся люди, искренне радеющие за судьбы отечества. Если продолжать практику шельмования государственных служащих, относя их всех и поголовно к категории «не пойманных жуликов», видеть критерий эффективности управления в темпах сокращения затрат на него, то в этом случае любые, самые правильные предложения о развитии страны, останутся только мечтами.

В истории России был только один успешный опыт решения подобной проблемы. Император Петр Первый практически полностью обновил государственный аппарат и создал качественно новые условия для несения государственной службы.
Правда, при этом, он еще и построил новую столицу.

Фото номера:
"Ворота в рай".

Comments