?

Log in

No account? Create an account

April 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com

Каждому воздастся…

В условиях экономического кризиса обострилась проблема занятости выпускников высших учебных заведений.
За последние пару десятилетий лет выпущена армия «специалистов», которые являются таковыми только и исключительно по записи в дипломе. Их плохо учили, они отвратительно учились.
Результат? Они – профнепригодны?
Оказывается, что здесь не все так очевидно.
Поступившие за взятки, сдававшие экзамены за деньги – в итоге они получили то, что хотели: у них на руках дипломы о высшем образовании. Но «как учили и как учились», это только одна сторона проблемы.
Есть и другая, не менее важная – «чему учили»
Обращусь к той области, которая мне ближе и в которой, как мне кажется, я разбираюсь – к экономике.
Сегодня диплома экономиста не имеет только старый и ленивый, и только в том случае, если он очень старый и чересчур ленивый.
С этим ясно – экономике сегодня не учат разве, что в переходах метро.
Но представим, что мы имеем дело с идеальным выпускником престижного российского экономического университета.
Что он знает?
Он освоил теорию предельной полезности, в соответствии с которой первая ложка супа ему более полезна, чем вторая.
Он знает, что такое эластичность спроса по цене и может рассказать о методе установления равновесной цены по-Маршаллу.
Он, вслед за своими преподавателями, считает, что экономика занимается распределением редкостей, ни мало не задумываясь над тем, кто же занимается распределением обыденностей.
Все это вместе и порознь, для практической деятельности - не более чем мусор. Эти «знания» не только не полезны, они вредны, поскольку дезориентируют человека, попадающего в реальную (а не придуманную авторами экономических учебников) среду.
Чего он не знает?
Он не знает, как в действительности организована система управления того объекта в котором ему случится работать. Он очень далек он реальных проблем, стоящих перед российскими фирмами и не владеет теми методами, которыми они решаются на практике, а не в теории.
Счастье его, если он попал в инвестиционную компанию – там умение произносить слова иностранные и сложные дорогого стоит.
А если попал в реальный бизнес?
Здесь все по-Райкину: «Забудьте дедукцию – давайте продукцию».
Есть очень живучее представление: соберем лучших преподавателей, создадим студентам (слушателям) идеальные условия и получим замечательных специалистов-экономистов, которые нам все проблемы и разрешат.
Не получите. Как не получилось их из выпускников престижнейших вузов США и Европы. Кризис наглядно показал – они все абсолютно пустые. На растущем рынке надувать губы и интригующе заводить глаза, красивым жестом, очаровывая публику, может каждый. На падающем - «наряд короля» становится зримым. Сегодня по полю, заминированному неразрешимыми проблемами, они - «лучшие из лучших», передвигаются наощупь, не имея никакого представления о том, вперед они идут или вбок.
Кризис вскрыл страшную тайну: экономическая наука и вслед за ней экономическое образование «гонят порожняк», оплачиваемый обществом по ставке груженого состава.
У этой, уникальной по длительности и охвату населения Земного шара, «панамы» есть главная причина: мнение практики для экономической науки абсолютно ничего не значит. Ученые - экономисты сами, собравшись в кружки по интересам, определяют, что есть в экономике истина.
И общество им верит. Верит «на слово», а не «на дело».
Эта «панама» живет и процветает, поскольку очень мало тех, кто подобно основателю американского гиганта розничной торговли, крупнейшей в мире сети гипермаркетов Wal-Markt Сэма Уолтона, способен сказать правду: «Мне наплевать на то, что мы живем не по чьим-то там теоретическим прожектам относительно того, что нам следует делать и чем заниматься. Это не имеет ровным счетом никакого значения».
Не забудем, что экономическая наука успешно рекрутирует в свой состав тех, кто должен был бы критически оценивать ее результаты: топ-менеджеры ведущих компаний и представители экономических и финансовых властей активно обрастают учеными степенями и званиями от экономики. Тут уж не до объективной критики.

И вот здесь круг замыкается: какая разница – хорошо ли учился ты, или пива много пил: если у тебя нет знаний, то это оказывается на проверку и не важно, и так сойдет, поскольку такие знания на самом-то деле никому не нужны. А умение «понты наводить» и приспосабливаться к реалиям российской хозяйственной практики требует совсем другого обучения. Это прекрасно показали бывшие советские физики и химики, которые без всякого экономического образования, на одном здравом смысле и эрудиции, оккупировали практически все важнейшие экономические высоты в нашей стране.
В поддержании дутого престижа экономики и экономистов сегодня заинтересованы власти во всех странах мира – умные разговоры о путях выхода из очередной трясины работают на общественную стабильность.
Надо полагать, что это будет продолжаться до тех пор, пока накопившаяся масса проблем не обрушится на наши дурные головы и поставит все на свои законные места.

Comments