?

Log in

No account? Create an account

August 2018

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com

"Гарри Поттеру" - 20 лет.

На днях исполняется ровно двадцать лет с момента выхода книги "Мальчик, который выжил".

Если вы обратите внимание, то за последние годы, постепенно вся художественная литература перекочевывает в область, тяготеющую к жанру фентези. Здесь описывается то, что было, но при этом никогда не было, например, у кого-то в прошлом открылся третий глаз в неожиданном месте и он глядя через него рассказывает нам наше будущее. При этом возможен и желателен крутой замес из сочетания максимального количества чудесных явлений и возможностей…
Писатели тяготевшие к иным жанрам не могут не откликнуться на спрос: они фантазят помаленьку – герой в карты не может проиграть и пуля его не берет, или пряжка какая волшебная на снежной дороге в руки прыгнет… И вся эта фантастическая мура активно пишется и неплохо продается.
Почему?
Почему это пишется – понятно.
Авторы современных сказок для взрослых избавляется от самого тяжелого в писательском труде: необходимости обеспечения полной адекватности содержания повествования реалиям жизни. И производительность писательского труда в этом случае возрастает неимоверно. Количество ударников, освоивших формирование сюжетов методом трех «П» - пол – потолок – палец, растет стахановскими темпами.
Но почему это пользуется спросом?
Сказка - самый древний жанр. Фентези - её прямой наследник.
Сначала была сказка.
По мере того, как общество развивалось, возникла ЛИТЕРАТУРА.
В ней произошло смещение акцентов: люди - пишущие ограничили иррациональную составляющую в своих произведениях в пользу «правды жизни». Литература длительное время была востребована читателями в качестве пособия, дающего некие рецепты поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Литература, кроме всего художественного, что она в себе несла, предлагала человеку еще и научиться способам приспособления, выживания и саморазвития в ситуациях разной степени экстремальности. Неудачная любовь – что делать? Друг предал – как ответить? И так до бесконечности. Не всегда актуально, но для приобретения опыта жизни – полезно.
В литературе существовал своеобразный скрытый 25 кадр.
Это было обучение жизни.
Да это еще и в интересном обрамлении изящной словестности .
Трудно было еще недавно представить взрослого мужика увлекающегося сказками. Нет, такие, конечно, существовали, но массовым это занятие не было. Это точно.
А сегодня?
Сегодня фентези захлестнуло мир. Это не только литература, это еще кино и виртуальные игры.
В чем причина такой популярности сказочного жанра?
Она в эпидемии инфантилизма.
В основе этой напасти лежит сочетание двух основных факторов: у огромной массы людей качественно изменился характер труда – они стали производить «некое ничто», и резко увеличилась масса незанятого времени, которое требуется превратить в свободное – насытить его неким содержанием. Я не буду больше развивать эту мысль, приведу одну понравившуюся мне цитату: «Ровно так же, как ученик не является творцом мира, им не является и офисный сотрудник. Он ровно такой же ученик. Есть учитель, дающий ему непонятные задания и карманные деньги, проверяющий исполнение заданий, почти не разъясняя их практического смысла, карающий или вознаграждающий, и ограничивающий сим перечнем все свои с ним отношения. Карманных денег, конечно, больше, а задания уже даже и попроще школьных, но суть отношений всё та же: ты — ученик. Ты не меняешь мир».
Многие люди в основном живут в виртуальном мире. Для некоторых из них уже реальность – продолжение виртуальности, а не наоборот. Они в быту продолжают действовать по законам фентези, она воспринимают все сущее, как один из вариантов игры.
Инфантил требует искусства, адекватного его уровню развития.
В литературе – это сказка.
В кино – это фентези.
В музыке – это ритм.
Во всем остальном – игра.
Кажется, что это уже было… давным-давно.
Почему-то создается впечатление, что окружность истории человеческого бытия замыкается.

Comments